четверг, 20 февраля 2014 г.

Горнолыжный курорт Ясиня, Карпаты. Список и описание курорты, санатории, здравницы, базы отдыха карпатская Ясиня и Драгобрат.


Ясиня – небольшой поселок в Закарпатской области, отправная точка для многих маршрутов по Карпатам. Отсюда ведет дорога на горы Говерла, Петрос и Близница.
Природа наградила этот край особой красотой. Прекрасные пейзажи, свежий воздух и ощущение полной оторванности от внешнего мира влекут на летний и зимний отдых в Ясине всех тех, кто влюблен в горы. Отдых в Ясине подарит Вам незабываемые впечатления, заряжающие Вас активностью на долгие месяцы.
А много ли любителей горнолыжников знают о том, что сезон катания здесь начинается в октябре, а заканчивается, зачастую в начале июня. В это трудно поверить, но это факт и это так же надо видеть. Где еще можно одновременно кататься на лыжах и при этом принимать солнечные ванны. А горный загар, ох как ровно ложится и долго держится. А о воздухе нужно говорить отдельно. Дышать, не надышаться. Ведь до ближайшего загрязнителя атмосферы сотни километров. А какая богатая история этого края. Всем ли известно, что в 8-го января 1919 года, здесь была создана Гуцульская Республика с центром в поселке Ясиня.
Сейчас началось активное возрождение края. Местное население начало проявлять активность в создании условий для нормального отдыха туристов. Особое движение приняло развитие "Зеленого туризма". Сейчас можно поехать на отдых не в многолюдный санаторий, или турбазу, а спокойно отдохнуть в тихой и спокойной обстановке частного коттеджа. Радушный и теплый прием ждет каждого, кто пожелает приехать на отдых в Ясиня. Здесь можно познакомиться с историей и традициями жителей Карпат, узнать те отрезки истории, о которых многие вообще ничего не слышали. При желании можно заняться рыбалкой, а можно организовать пешеходную экскурсию. Отсюда рукой подать до Яремче, Ворохты, Яблуницкого перевала, и до географического центра Европы. Рядом, в поселке Квасы расположен санаторий "Горная Тиса", с источником минеральной воды, не имеющем аналогов в мире. За двадцать дней употребления этой воды, у человека полностью обновляется морфологический состав крови. И это ничего, что сам санаторий, из за отсутствия должного финансирования приостановил свою деятельность. После капитального ремонта, постоянно работает лечебный корпус здравницы. Высококлассные специалисты с богатым, многолетним опытом лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, гиперфункции щитовидной железы, заболеваний печени и желчевыводящих каналов, помогут решить многие Ваши проблемы. Совсем не сложно, проснувшись утром, после завтрака, буквально через десять - пятнадцать минут уже начать прием процедур в лечебном корпусе санатория "Горная Тиса". О доставке автотранспортом к санаторию и назад позаботятся хозяева комплекса, который Вы выберете для отдыха. Так же не сложно отправиться в урочище Драгобрат, расположенное в горах, над поселком в 16-ти километрах. А здесь к Вашим услугам целая сеть горнолыжных подъемников, как для "профи", так и для начинающих, с протяженностью до 1300 метров и со всей необходимой инфраструктурой. 
Драгобрат - самый высокогорный горнолыжный курорт Украины, расположенный в Закарпатской области на высоте 1300-1700 м над уровнем моря. На Драгобрат ведут 2 горные дороги (протяженность одной из них - 9 км, другой - 18 км), обе в плохом состоянии. Из-за плохого состояния дорог активно используется внедорожники .
Как говорится, снегом ещё нигде и не пахнет, а на  Драгобрате уже открыли горнолыжный сезон. Так происходит из года в год, ведь горнолыжный курорт  Драгобрат – не просто самый высокогорный в Карпатах (расположен на высоте 1,4…1,7 км. над уровнем моря). Благодаря своему расположению и ландшафту в урочище Драгобрат царит уникальный микроклимат: горнолыжный сезон тут длится дольше, чем где-либо на Украине. И точно так же, как горные лыжи становятся всё более массовыми, растёт популярность курорта Драгобрат.
Трассы горнолыжного курорта Драгобрат достаточно разнообразны, но самое большое наслаждение здесь получат экстремалы. По словам одного из таких ценителей, настоящий кайф для него, когда мокрый снег на спуске прихватывается морозцем, «и ты мчишься практически по гололёду». Местность в окрестностях турбазы Драгобрат вообще привлекает фрирайдеров: тут и стремительные спуски, и трассы сквозь лес, и  по целине. При этом трассы маркированы, обозначен край хребта, за которым катание не рекомендуется. Трассы курорта подготовленные снегоуплотнительной техникой. Неограниченные возможности катания на лыжах и сноубордлах на целинном снегу.
Прокат снаряжения на Драгобрате стоит 70-90 гривен. Действуют четыре подъёмника, один з них – детский. Длина двух основных подъёмников туркомплекса Драгобрат – 1000 и 1200 метров. Также сейчас появились другие подъёмники, в том числе два кресельных, на конкурирующих туркомплексах, “кучно” расположившихся в урочище Драгобрат.
На Драгобрате есть дискотека, видеосалон, бильярд, шашлычная, множество саун. Но это – не всё, есть ещё один, сугубо эстетический штрих. Турбаза Драгобрат расположена в очень живописном месте. Урочище Драгобрат расположено в подкове Свидовецкого хребта, по мнению некоторых заядлых путешественников – самого красивого в Карпатах. Поднявшись на гору Стог, можно увидеть знаменитые вершины Петрос и Говерла. А на севере открывается фрагмент Восточных Горган и горы Добошанка, Синяк и Хомяк…
ГОСТИНИЦЫ, ОТЕЛИ В ЯСИНЕ
Гостиницы
Гейзобар - пгт. Ясиня, ул. Освобождения, 186
Лион - пгт. Ясиня, ул. И. Франко, 29
Оаза - пгт Ясиня
Отель
Ясиня – пгт. Ясиня, ул. Маяковского, 56
Эдельвейс - пгт. Ясиня Раховского р-на, ул. Борканюка, 5
Меридиан - пгт. Ясиня, ул. Мира, 8
Карпатская Орхидея - пгт. Ясиня, ул. Визволення, 47
Алиса - пгт. Ясиня ул. Плитоватый ,д.1227
Коттеджы
Ясинь-Свит - пгт. Ясиня, ул. Воловець
«Уютный Дом» - пгт. Ясиня, ул. Борканюка, 66
Глория - Ясиня, ул. Борканюка, 63
Базы отдыха
Скифская охота - пгт. Ясиня, ул. Ивана Франко, 50
Высокие Карпаты - пгт Ясиня, ул. Грушевского, 11
Частный дом, частный пансион
Карина - пгт. Ясиня, ул. Мира, 37а
У Ирины - пгт. Ясиня, ул. Лысенко, 28
 У Лакатоша - пгт. Ясиня, ул. Лисенко, 3
У Ларисы - пгт. Ясиня, переулок Шевченко, 1
У Ярослава - пгт. Ясиня, ул. Борканюка, 68а
Кувик - пгт. Ясиня, ул. Мира, 2 
«Ясиня-Драйв» - пгт. Ясиня,ул. Подгорная, 5
У Мухана - пгт. Ясиня, ул. Освобождения, 175
Надежда - пгт. Ясиня, ул. Маяковского, 43
Иоланта - центре поселка Ясиня в 200-х метрах от автовокзала
Над Тисой - пгт Ясиня
Шафран -поселка Ясиня, рядом с речкой Тиса

вторник, 11 февраля 2014 г.

Снаряжение для зимнего похода. Какие вещи и экипировка необходима туристу в походе зимой.

Выбор снаряжения для зимнего похода по Карпатам определяется в первую очередь ожидаемой погодой. А мы ожидаем повстречать: постоянный сильный ветер, глубокий снег (как минимум по колено), температуру от -15 до +2, мокрый снег с дождем, высокую влажность. Чтобы эффективно справляться со всем этим в течении нескольких дней понадобится 18-20 кг снаряжения, одежды, продуктов и топлива. К счастью, значительная часть этого барахла будет постоянно надета на вас и носить ее в рюкзаке не придется.
Если ранее вы не бывали в зимних или высокогорных походах, то возможно вы станете перед фактом, что слишком уж много всего надо купить для подготовки к этому путешествию. Не пугайтесь, почти всегда есть бюджетные способы обзавестись нужной экипировкой - прокат, секондхенд, использование уже имеющихся ресурсов. Не стесняйтесь спрашивать - мы подскажем какое снаряжение лучше выбрать в вашем конкретном случае.
Походная одежда и обувь
Ботинки.
Оптимальный вариант обуви для зимнего похода в Карпаты - цельнокожанные туристические ботинки без утеплителя. Обязательно наличие полноценной шнуровки и широкого "горлышка" через которое можно пропихнуть ногу даже в замерзший за ночь ботинок. Утеплитель внутри ботинка (искусственный мех, флисовая подкладка, слой тинсулейта) быстро отсыревает и плохо поддается сушке, потому и нежелателен. Наличие мембраны (Goretex и подобные) не будет лишним, но не является ключевым фактором для зимней обуви. Перед началом похода тщательно и обильно обработайте поверхность ботинка спецсредством - восковой пропиткой, защищающей кожу от влаги. Некоторые туристы в зимних походах по Карпатам успешно используют "пластики", т.е. пластиковые альпинистские ботинки. Они не промокают и потому не промерзают, их внутренние ботинки легко поддаются сушке. Единственный минус - в них неудобно ходить. Особенно, когда снега мало и нет совсем (по асфальту, по голым камням). Валенкоподобные утепленные боты-сапоги с высоким голенищем и резиновой калошей тоже порой берут в походы. Они теплые и почти непромокаемые снаружи, но нога то потеет даже зимой и обувь рано или позно отсыреет. А сушить такие боты очень трудно (слишком толстые). Кроме того такая обувь зачастую неплотно сидит на ноге (нет нормальной шнуровки) и может сильно натирать ногу, прогрызать носки, сваливаться с ноги вместе с застрявшими в сугробе снегоступами.
Бахилы.
Для зимних походов в Карпаты, вместо привычных бахил (которые правильнее будет называть гамашами) лучше использовать бахилы закрытого типа. Они защищают от снега не только ваши икры и стык ботинка со штанами, но и весь ботинок целиком, включая подошву. Закрытые бахилы бывают с резиновой галошей (самодельные или фирменные) - они более долговечны чем цельнотканевые и меньше скользят на льду. Но бахилы с калошей обычно не утепленные. Слой утеплителя в бахилах помогает не только сохранить тепло ваших ног. Он еще и принимает на себя значительную часть влаги (и внешней и внутренней). В результате именно в толще утеплителя, а не в стенках ботинка идут процессы конденсации, кристаллизации и постепенного испарения влаги. По глубокому снегу (а значит в бахилах) мы будет идти практически все время, только в первый и последний день похода, неподалеку от поселков возможны участки бесснежной дороги, где можно идти просто в ботинках.
Носки.
Именно носки (а не утеплитель в ботинке) должны быть главным "греющим" элементом зимней обуви. Носки, в отличие от ботинка, легко высушить или просто заменить. В зимних походах я обычно одеваю сразу две пары носок. Первый слой - тонкие (без "махрушки") эластичные треккинговые носки. Они бесшовные, плотно сидят на ноге и быстро отводят влагу. Это помогает избежать мозолей, водянок и потертостей. Второй слой - толстые флисовые или вязаные шерстяные носки, которые отлично греют даже в слегка влажном виде. Таких ходовых комплектов надо иметь не менее двух. Плюс еще одни теплые и ПРОСТОРНЫЕ (чтобы не нарушать кровообращение) носки для сна.
Термобелье походное.
Мы оденем термобелье (верх+низ, кофта и штаны) еще в поезде и не будем снимать его до конца похода. Поэтому оно должно быть максимально комфортно - быстро сохнуть (только синтетика или шерсть! никакого хлопка!), не пережимать сосуды, закрывать поясницу. Не стоит брать слишком толстое термобелье - ведь задача белья не греть, а быстро отводить пот в верхние слои одежды. Желательно, чтобы и трусы были "термо", т.е. сделаны не из хлопка, а из тонкой синтетики, например из ткани Polartec PowerDry.
Самосбросы и брюки.
Есть два варианта утепления ног: правильный и бюджетный. В первом случае комплект состоит из тонких ходовых брюк (без утеплителя) и теплых штанов-самосбросов (с молниями по всей длине ноги). Днем мы ходим в тонких брюках поверх термобелья, а на привалах и в случае ухудшения погоды одеваем прямо поверх брюк самосбросы. Благодаря молниям мы можем сделать это не снимая ботинки и снегоступы. Но проблема в том, что самосбросы - сравнительно редкий гость в наших магазинах. Да и не все готовы тратиться на них. Потому и был придуман бюджетный комплект утепления ног, состоящий из лыжных штанов и тонких спортивных брюк. Тонкие штаны мы надеваем только в поезде, и в случае дикой жары в походе. Все остальное время они ездят в рюкзаке (на всякий случай). А по маршруту вы идете в лыжных штанах. Теоретически, снимая и надевая белье под лыжные штаны, вы все еще можете регулировать "температуру" ног. Но сделать это вы сможете только утром, сидя в платке, и имея крайне поверхностное представление об ожидающей вас погоде. Переодеваться днем, на ветру, вы вряд ли решитесь. Зато лыжные брюки можно купить очень дешево (найти на секонде).
Флис.
Еще одна "неснимаемая" шмотка. Не должен быть слишком толстым. Если боитесь замерзнуть, то лучше взять два тонких флиса (Polatec 100 или Polatec 200, он же Classic), чем один толстенный как шкура мамонта. Лично я беру один флис, а в качестве дополнительного утепления прихватываю легкую жилетку (Sherpa Vajra Vest) или куртку (Montane Flux) с утеплителем Primaloft.
Ходовая куртка (ветровка).
Главная задача этой куртки - защищать от ветра. Ветер в зимних Карпатах порой достигает чудовищной силы и способен буквально "положить" на снег. Поэтому куртка должна быть непродуваемой, с хорошим капюшоном (глубокий, с затяжками, не слетающий с головы при встречном ветре). 
В качестве ходовой, вполне можно использовать лыжную куртку. Но из-за слабо дышащей мембранной поверхности, внутренний слой лыжной куртки будет постоянно отпотевать а потом очень долго сохнуть. Зимой мембраны работают плохо - на их внутренней поверхности постоянно скапливается влага, периодически превращаясь в иней. Поэтому в зимних походах я предпочитаю идеально дышащие ветровки из Pertex, авизента, парашютки или другой безмембранной ткани.
Теплая куртка (пуховка).
Большая, теплая куртка нужна нам чтобы быстро и капитально утепляться на коротких привалах и вечером при постановке лагеря. Эта куртка должна легко одеваться поверх вашей ходовой куртки. Не столь важно будет ли она пуховой или синтапоновой (прималофтовой). Просто средняя пуховка весит 600 грамм, а аналогичная ей по теплоте синтапоновая куртка - в два раза больше. Варианты вроде "у меня нет пуховки, поэтому давайте я возьму 4 свитера в дополнение к своей лыжной курточке" категорически неприемлемы. В метель, стоя на ветру, вы не сможете "поддеть" дополнительный утепляющий слой под лыжную куртку, да и не влезет туда 3 свитера. А вот накинуть поверх вторую куртку, которую вы предусмотрительно будете носить сразу под клапаном рюкзака, - дело двух секунд.
Ветрозащитная маска.
Флисовая маска не только защищает от ветра, но и согревает вдыхаемый воздух, что снижает риск простудных заболеваний в походе. Лучше брать не цельную балаклаву-подшлемник, а полумаску на липучке, закрывающую только нижнюю половину лица. В любом случае участки ветрозащитной маски соприкасающиеся со ртом и носом должны быть сделаны не из флиса, а из неопрена (пористая резина из которой делают гидрокостюмы). Иначе мокрая тряпка будет постоянно прилипать к носу :)
Лыжная маска для похода.
От холодного ветра глаза постоянно слезятся и ресницы смерзаются. В лыжной маске (с двойной линзой!) переть по хребту против ветра гораздо комфортней - в ней тепло и сухо. Главное не снимать ее слишком часто и не носить ее на лбу - она так заледенеет.
 Правильный алгоритм - один раз одеваешь, маска запотевает, ты не паникуешь и ждешь, маска прогревается, туман уходит, глазам тепло и красиво (оранжевый фильтр придает жизнерадостности холодным сугробам).
Шапка.
Если капюшон вашей куртки достаточно надежно защищает голову, то ушанка вам не понадобится. Вполне достаточно будет обычной шапочки из флиса или виндблока (этот материал не продувается ветром). В шапке мы не только ходим днем, но и спим ночью.
Перчатки и рукавицы.
Мой стандартный комплект состоит из флисовых перчаток, непромокаемых рукавиц-верхонок и утепленных рукавиц. Во флисовых перчатках я хожу постоянно - и днем на маршруте и вечером на биваке. Конечно, они легко промокают, но так же быстро сохнут (если не снимать их и продолжать работать). Ночью я просушиваю их в спальнике, чтобы начать день в сухих перчатках. Рукавицы-верхонки я надеваю если усиливается ветер (и руки в перчатках мерзнут) или если предстоит возиться со снегом (строить защитную стенку для палатки). Утепленные рукавицы я берегу на тот случай если мороз станет совсем зверским, или если не смотря на наличие страховочных резинок потеряется какой-то из компонентов пары перчатки+верхонки. Лыжные перчатки тоже подойдут для похода, но они как и лыжные куртки склонны долго сохнуть из-за своей слабодышащей внешней оболочки. Наличие запасных перчаток или рукавиц обязательно! Учитесь застегивать одежду, вязать шнурки и работать с фотоаппаратом не снимая перчаток.
Дождевик.
Зима это не только морозы, но и неожиданные оттепели, когда мокрый снегопад может смениться холодным дождем. Такой дождь частенько превращается в ледяную корку едва достигнув вашей куртки. Это не так страшно, как кажется, но все равно мокнуть и леденеть не стоит - последующая просушка требует слишком много сил. Лучше не полениться и взять в зимний поход дождевик. Это может быть плащ-пончо или непромокаемая куртка из мембраны или "силиконки". Дождевик должен быть достаточно просторным, чтобы налезть даже поверх пуховки.
Походное туристическое снаряжение
Снегоступы.
Зимой запросто может быть более метра снега. В таких условиях передвигаться в одних ботинках, без лыж или снегоступов, нереально (скорость падает до 500 метров в час). Какие снегоступы выбрать? (лыжные походы это отдельная песня) Да практически любые (пластиковые, рамные или трубчатые, самодельные). В нашей стране это пока достаточно редкий вид снаряжения и выбора просто может не быть. Огромные (более 80 см в длину) снегоступы для рыхлого снега в горном походе не нужны - размера 20 на 60 сантиметров будет вполне достаточно. Лучшие производители - TSL и MSR. Пластиковые крепления с трещеткой лучше ведут себя на морозе, чем простые ремни с пряжками. В Киеве можно взять на прокат простые рамные снегоступы "Пик" (pik.kiev.ua). Они нормально держат на снегу, но их крепления очень хлипкие и легко слетают. В Москве (sherpa.ru, ice-age.ru) Питере, Новосибирске (http://sportservice.nsk.ru) и других крупных городах тоже наверняка есть возможность взять снегоступы на прокат.
Кошки.
Настоящий лед в встречается редко, зато запросто можно нарваться на обледеневший фирн. Ботинком его не пробьешь, снегоступы (даже те, которые с зубьями) держат плохо. Поэтому нужны кошки. Любые - жесткие, мягкие, советские. Главное чтобы они у вас были и чтобы их можно было одеть на ваш ботинок и ваши бахилы (потренируйтесь дома). "Антиподлипы" для кошек избавят вас от необходимости периодически сбивать снег с подошв.
Зимнее снаряжение обычно довольно громоздкое. Поэтому рюкзак нужен большой - 80 и более литров. Проверьте достаточно ли длины боковых стяжек, чтобы закрепить ими снегоступы. Продумайте как крепить лопату и трекпалки. Обязательно возьмите непромокаемый чехол на рюкзак. Но не надейтесь только на него - упакуйте все вещи внутри рюкзака в гермомешки (они удобней, надежней и долговечней мусорных пакетов). Ведь когда начинаешь рыться в рюкзаке, то выкладываешь его содержимое прямо на снег. А рыться в рюкзаке мы будем не менее 3 раз в день.
Спальник.
Ночью температура в палатке редко падает ниже -5. Но это не значит что можно брать спальник "на -5". Чтобы нормально спать ночью нужен спальник с температурой комфорта не меньше -10 (лучше -15) и весом 2-2,5 кг для синтетических утеплителей и 1-1,5 кг для пуха. Будьте готовы к тому что из-за обилия конденсата в закрытой палатке спальник начнет стремительно мокнуть. И тогда у вас появится выбор - спать в холодной луже или на всю ночь открывать настежь внутрянку палатки (вентиляционных сеточек будет мало). Правда тогда, температура может упасть и пониже -10. Но у нас ведь есть волшебная "теплая куртка" - укройтесь ей внутри спальника и сразу согреетьсь. Разумеется, при переноске в рюкзаке спальник тоже должен быть упакован в герметичный чехол.
Обычного летнего коврика (например ижевского) для зимы недостаточно. Надо как минимум брать с собой 2 летних. Или купить толстый зимний коврик - такой как Therm-a-Rest RidgeRest Solar. При толщине 2 см, его вес - 540 грамм, что гораздо меньше, чем вес двух ижевских карематов (каждый весит по 450гр), обладающих в сумме той же толщиной. Самонадувающиеся коврики еще толще и теплее, но надо не забывать про обязательный ремнабор (заплатки и клей). Сам я люблю комфортно (т.е. тепло и мягко) спать и потому беру в зимние Карпаты комплект из укороченного надувного матраса Exped Downmat 7 (длина 120см, вес 500гр) и уже упомянутого RidgeRest.
Зимой не помешала бы палатка экстремальной серии - с повышенной ветроустойчивостью и со снежной юбкой. Но понятно, что не у всех дома есть склад палаток и потому приходится выкручиваться, обходиться тем, что есть. Чтобы не действовать наобум, напишите нам какая у вас палатка (производитель, модель, количество мест, вес, ссылка на сайт). Изучив всё это инструктор примет решение - годится ваша палатка для зимнего похода или нет. Если нет, то мы постараемся подселить вас к другим участникам. Зимой роскошь в виде одиночного проживания в палатке-двушке недопустима. Во-первых это утяжеляет и без того неподъемные рюкзаки, а во-вторых с соседями теплее. В некоторые походы мы вообще берем большой 9-местный шатер (он весит всего 9 кг) и живем все вместе.
Треккинговые палки.
Палки зимой нужны обязательно. Днем они помогают идти, ночью играют роль дополнительного крепления для палатки. Если есть выбор, стоит отдавать предпочтение палкам с механизмом фиксации зажимного типа (Black Diamond Flicklok) а не с традиционными цапфами-дюбелями. Последние на морозе практически невозможно отрегулировать, а слегка отсырев в снегу они могут внезапно складываться. Чтобы палки не проваливались в снег, докупите к ним "зимние" кольца большого диаметра.
 Зимой световой день очень короткий - ставить лагерь вечером, готовить ужин и завтрак, собирать палатки утром мы будем при свете фонариков. Это более 6 часов ежедневно. Потому наличие налобного диодного фонарика у каждого туриста - вопрос принципиальный. Производитель не столь важен. Не забудьте запасной комплект батареек - на морозе фонарь может разрядится очень быстро.
Противолавинное снаряжение.
В зависимости от планируемого маршрута, текущего состояния снежного покрова и других факторов инструктор может принять решение о необходимости того и или иного уровня обеспечения участников противолавинным снаряжением. Если у вас есть лавинный датчик (биппер), складная лопата или лавинный щуп - обязательно напишите нам.
Прочее походные вещи
Посуда и термос.
Зимой к стандартным кружке-ложке-миске-ножу прибавляется термос. Обязательно металлический, а не стеклянный. Рекомендуемый объем - 1 литр на человека. В течении ходового дня у нас не будет времени топить снег и варить чай, поэтому термос будет вашим единственным источником питья (и тепла). 
Если у термоса есть нормальная крышка-стакан, то можно сэкономить и не брать кружку. С другой стороны, еда на морозе очень быстро остывает, поэтому было бы логичным вместо тарелки взять большую термокружку и есть из нее (а пить из крышки термоса). Котлы для приготовления пищи, бензиновую горелку, половник и прочие кухонные мелочи берет инструктор. Во время распределения продуктов на вокзале (около 900 грамм на день пути) вы также получите для переноски пластиковые бутылки с бензином (из расчета 100-150 мл на человека в день). Перед тем как пихать их в рюкзак, упакуйте бутылки в мусорные пакеты.
Электроника
Все ваши электроприборы (фотоаппарат, мобильный телефон, плеер) должны быть надежно защищены от влаги. Кофр (чехол для фотоаппарата) надо снабдить непромокаемым чехлом от дождя и снега. На маршруте будут отдельные участки где можно поймать сигнал мобильной связи. Обычно это открытые места - вершины. В остальное время телефон надо держать выключенным. Это сэкономит заряд батареи, которую лучше вообще вытащить (чтобы меньше разряжалась). Понятное дело, что розеток на маршруте нет. Поэтому для активно используемой техники нужно брать запасные батареи (у меня, например, 6 сменных аккумов для фотика). Тем более что на морозе аккумуляторы ведут себя непредсказуемо... Что как бы намекает на необходимость постоянно носить запасные батареи в тепле, т.е. в кармане флиса. Если у все есть портативная рация - напишите нам ее название, возможно она пригодится в походе. Обычно мы вооружаем рациями инструктора и замыкающего. Но если группа большая, то могут понадобится дополнительные рации.
Всякие мелочи.
Деньги, документы и туалетная бумага должны быть герметично упакованы. Мыло и полотенце вам не понадобятся. Вместо зубной пасты, которую вы скорее всего поленитесь использовать, попробуйте чистить зубы теплым чаем - это намного проще и ничуть не хуже. В состав личной аптечки имеет смысл включить комплекс минералов (в виде таблеток-шипучек). Дело в том, что значительная часть нашей еды и питья будет готовиться на воде добытой из растопленого снега. Она почти лишена нужных минералов. Организм может реагировать на такой дистиллят внезапной изжогой или частыми судоргами.
Одежда для поезда.
Смена белья, чистая футболка и тапочки помогут сделать ваше послепоходное пребывание в поезде более комфортным. Эти и другие лишние в горах вещи (такие как чемоданы, книжки, зарядные устройства) можно и нужно оставить на время похода в камере хранения на вокзале Ивано-Франковска. Она стоит около 10 гривен в сутки. Обычно мы объединяемся по несколько человек и хранение обходится еще дешевле.
Использованы материалы http://www.outdoorukraine.com/content/view/1049/70/lang,ru/